Мечты о городе-саде в Днепродзержинске воплощал архитектор Алексей Сокол

Знаменитая фраза «люди как люди, только их испортил квартирный вопрос», пожалуй, Каменского почти не касается. Не было у нас дворцов и богатых особняков, которые превращались в общежития для борцов революции. Но, пожалуй, стоит осветить события 1917-1932 годов, которые связаны со строительством в нашем городе.
Восстановление, а затем и строительство новых производственных мощностей в Каменском вызвало приток рабочей силы. Самым простым решением было строительство бараков. Но это решало только проблему с расселением «артельных», то есть тех, которые подряжались на строительные работы. А специалистов и квалифицированных рабочих барачными удобствами не удержишь. Нужно было много дешевого жилья. По всей стране начался строительный бум. Не обошел он и Каменское. И тут впервые пригодились промышленные отходы – шлак, которого было вдоволь. Новое сырье пришлось как нельзя кстати при всеобщем дефиците материалов, механизмов, рабочих рук. Вскоре появились целые кварталы 4-квартирных домов, которые и сейчас формируют архитектурный облик старого города.
Идея рабочих поселков стара. Но она была поддержана тов. Сталиным, который заявил, что рабочий должен ходить на работу пешком, а если и добираться трамваем, то не дольше 15 минут. Трамваев в Каменском тогда еще не было, поэтому поселок металлургов устремился в окружавшую его степь вдоль железнодорожной колеи, продлив Гимназический проспект, переименованный в проспект Пелина. Несмотря на то, что стройка шла за средства завода, все было определено нормами: не больше 5 квадратных метров на человека. Для больших семей 2-комнатная отдельная квартира была не такой уж и роскошью. Отдельные коттеджи строились для специалистов.
В 1923 году в Москве состоялся конкурс на лучший жилой дом для рабочей семьи, в котором принимали участие ведущие архитекторы. Но напрасно искать имена архитекторов, создавших план заводского поселка. В архитектуре тоже была коллективизация, бригадный метод, который нивелировал творчество зодчих, вложивших свой талант в эти здания. Известно только, что проектантов треста «Югосталь» консультировал знаменитый в ту пору Виктор Троценко. Если пройтись по старым улицам, то видно, что кварталы преимущественно квадратной формы, отделены друг от друга широкими улицами. Дороги замощены, вдоль них высажены деревья. К домам примыкают палисадники, газоны. Улицам присваивались имена борцов за дело рабочего класса – Карла Маркса, Розы Люксембург. Главная Поселковая говорит сама за себя – посреди нее был разбит сквер, позже названный Комсомольским парком. Так воплощалась популярная тогда идея города-сада.
Начальником строительного цеха завода был Алексей Яковлевич Сокол. По воспоминаниям его внуков, именно ему принадлежит воплощение поточного метода жилых домов из набивного шлакобетона с помощью переставной опалубки. Вот где потребовался опыт строительного подрядчика, приобретенный им еще в юности! Благодаря этому буквально за пару летних сезонов у завода появился новый жилой поселок, считавшийся одним из лучших в республике.
Известно, что над планом нового Каменского работал будущий академик, а тогда еще только начинающий архитектор, увлекающийся авангардизмом Владимир Заболотный. Доподлинно известно авторство только одного здания – Дворца культуры им. Косиора (позже реконструирован по проекту Ольги Брусовой).
Первая заводская баня
Еще одно имя знаменитого архитектора связано с Каменским. Первая баня была построена по экспериментальному проекту ленинградского зодчего Александра Никольского. Первоначально задумка была намного шире – это должен был быть целый комплекс, состоящий из бани, бассейна и солярия. Бассейн находился внутри, солярий – на крыше, а над внутренним двориком планировался стеклянный купол, что делало сооружение похожим на «летающую тарелку», как мы ее сейчас представляем. На авторство Никольского указывает и «круглая столовая», ныне не сохранившаяся.
«Круглая» столовая
Пожалуй, Каменское является единственным городом в Украине, где в формировании архитектурного облика представлено творчество немецкого архитектора Эрнста Мая. Здесь целые кварталы жилых домов в стиле конструктивизма. В частности, это не только группа зданий по пр. Аношкина в районе экономического колледжа (кстати, само учебное заведение возникло на базе «маевского» комбината бытовых услуг), но и квартал строчечной застройки по ул. Сыровца, а также квартал 2-этажек на пр. Аношкина. Последний, пожалуй, сохранил свой первоначальный вид благодаря тому, что между домами мало места для новых зданий.
Рискну высказать версию появления этих маевских кварталов в нашем городе. Как известно, группа Мая занималась проектированием Новокузнецка. А главным инженером тамошнего нового меткомбината в 1929 году был назначен И.П. Бардин, до этого работавший на Дзержинке. Вместе с ним из Каменского на Урал на новую стройку уехали и многие специалисты завода. Скорее всего, связи поддерживались, благодаря чему в городе и появились здания, спроектированные иностранными архитекторами.
Здание в Земской больнице
Конструктивизм привлекал простотой и дешевизной, темпами строительства, в чем была огромная потребность. В этом же стиле были построены заводское училище, фабрика-кухня, школы №6 и №16, дом-коммуна.
Но если завод им. Дзержинского (возможно, и благодаря тому, что строительством там занимался А. Я. Сокол, архитектор с академическим образованием, со сформировавшимся архитектурным вкусом) строил здания, которые и сейчас вызывают интерес, создавая облик довоенного Каменского-Днепродзержинска, то жилье цементного завода по ул. Спортивной до боли примитивно. Первый дом №12 был построен в 1929 году для инженерного персонала. В основу остальных положен тот же проект. Даже просевшие фундаменты у всех одинаковы.
Все урбанистические мечтания о городах для рабочих были похоронены первым съездом архитекторов. Говорят, что тов. Сталин, узнав о «разгуле творческой фантазии», о многочисленных конкурсах на проекты социалистических городов, о заказах иностранным архитекторам, побеждавшим в этих конкурсах, решительно прекратил «этот балаган», сказав, что все средства в первую очередь надо направлять на строительство заводов. Во что это вылилось в Днепродзержинске, мы расскажем в следующий раз.
Людмила Глок, специально для «События»