Сегодня годовщина взрыва 7-й доменной на ДМК. Тогда погибли 18 человек

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Доменная печь №7 (далее: ДП-7) на ДМК была уникальным сооружением. На момент ввода в эксплуатацию (в 1932 году) она была самой мощной не только в СССР, но и в Европе. Вскоре после запуска ДП-7 получила почетное звание Лучшей домны страны.

К 1993 году, после 61 года эксплуатации, «семерка», по меркам металлургии, была уже довольно старой. Она требовала особого ухода и технического обслуживания (источник – публикация Натальи Янченко страница Музея ДМК в facebook). Видимо не случайно…

Как все произошло

Редакция публикует фотокопию Приказа №507 от 17 сентября 1993 г. «Об аварии на доменной печи №7», подписанного и.о. директора ДМК Николаем Подберезным (смотрите ниже, оригинал документа находится на государственном хранении в Архивном управлении г.Каменского).

В приказе указывается, что трагедия случилась 7 сентября 1993 г. в 14 часов 05 минут (кстати, некоторые СМИ тогда называли другое время: 11:00).

В документе говорится, что во время раздувки доменной печи произошел взрыв. Он повлек разрушение кожуха ДП-7, металлоконструкций и узлов. Инцидент сопровождался выбросом раскаленных газов и кокса.

В результате ЧП были травмированы 28 человек, в том числе, 16 – со смертельным исходом. В более поздних публикациях на официальном сайте ДМК появилась цифра 18 погибших.

После случившегося в городе был объявлен 3-дневный траур. В причинах трагедии разбиралась правительственная комиссия во главе с Василием Евтуховым, вице-премьер-министром Украины (смотрите по ссылке).

Из рассказа очевидцев…

Вспоминает Петр Михайлович Герасимов, председатель совета ветеранов ДМК (источник: публикация Светланы Луневой, смотрите по ссылке):

– На всю жизнь запомнилось это зрелище. Над домной, которая еще стояла, поднялось грибообразное облако. Я видел, как из подбункерного помещения выбежали три человека, на которых горела одежда, и они стали сбивать с себя пламя. Видимо, это были те, кто находился у самого выхода. А со стороны разливки выехал тепловоз с двумя ковшами, засыпанный горящим коксом. Повезло, что тепловоз въехал туда на большой скорости, и силой инерции его вытолкнуло наружу. А тут из поврежденных труб огромной волной хлынула вода и залила горящий тепловоз. Это спасло машиниста и помощника. 

Вспоминает Людмила Козина, работала тогда машинистом крана в доменном цехе (источник: публикация Светланы Луневой):

– В тот страшный день вышла в первую смену. С утра работала на «восьмерке», а позже отправилась на седьмую. Было примерно половина второго. Уже подходя к печи, я встретила свою напарницу, тоже крановщицу Любу Бордунову. Мы с ней направились в комнату отдыха и приема пищи, оборудованную неподалеку. К нам присоединился горновой Саша Василенко, бывший «афганец». Только сели, как услышали страшный шум. Входная дверь сама собой резко захлопнулась. Мне сразу почему-то в голову стукнула мысль: «Печь взорвалась!». Из-за двери донеслись крики: «Помогите!» Мы кинулись к запасному выходу, но дверь оказалась запертой.

Словом, мы оказались в каменном мешке. Стало нечем дышать. Тогда Саня стал выбивать эту дверь ногами, и таки выбил. Когда наконец-то выбрались, то увидели разрушенную печь, вокруг валялись раскаленные обломки, а там, где был раньше проход, – полно воды, наверное, по колено кипятка. Мы стали звать на помощь, потом начали все же сами пробираться, получив при этом ожоги. Добрались до газовой, а там уже было полно пожарных машин, милиции, «скорые» стояли. А внизу – опять вода. И тогда молодой парень, электрик, взял меня на руки и перенес. Потом начали выводить пострадавших. Кого-то вели под руки, кого-то несли на носилках. Никогда не забуду это жуткое зрелище. Сердце кровью обливалось…

Причины случившегося

В приказе №507, со ссылкой на результаты работы государственной комиссии, фиксируются причины аварии. В частности, среди них назывались:

– длительная работа печи в режиме подвисания шихты;
– несоответствие технических параметров пара;
– форсирование дутьевого режима печи;
– неудовлетворительное качество кокса;
– нарушение в организации работ: возле ДП-7 находились сотрудники, которые не были связаны с ее обслуживанием в процессе задувки и раздувки.

Погибло 18 человек, а виновных по сути и нет 

Читая пункты документа, где указаны дисциплинарные меры воздействия к сотрудникам комбината, можно понять, кого признали виновным в случившимся. В основном это руководители низшего и среднего звена.

В частности, объявили выговор и освободили от занимаемых должностей:
– начальника доменного цеха Сергеева В.Н.;
– сменного мастера Бандурченко А.И.;
– и.о. мастера огнеупорных работ Озимук И.Л.;
– газовщика Верещак И.Л.

Остальные отделались выговорами:
– заместитель генерального директора по аглодоменному производству Рязанов С.П.;
– заместитель главного инженера по технике безопасности Осипов Б.Д.;
– начальник отдела охраны труда и техники безопасности Опанасенко А.П.;
– старший производственный мастер по технологии Седых В.Е.

За полчаса до трагедии: жертв могло быть больше

Вспоминает Алиса Владимировна Мартынова¸ работавшая тогда в доменном цехе машинистом аспирационных и вентиляционных установок (источник: публикация Светланы Луневой):

– Хочу немного рассказать о старшем мастере по газовым работам Николае Ивановиче Краснянском. Это был замечательный человек, его уже нет с нами, но все, кто знал его, вспоминают о нем с теплотой и благодарностью. Он был очень ответственным и правильным, дисциплина у него на участке была всегда на высоте. А в тот роковой день его бригада выполняла на 7-й печи ремонтные работы, и вот за полчаса до трагедии он вдруг дает команду – закончить работу и всем покинуть печь. Все удивились, ведь смена еще не закончилась, но подчинились. И люди остались живы. Видимо, у него интуиция сработала, словно предчувствовал беду.

Помощь пострадавшим

Согласно открытым данным, после трагедии было сделано много, чтобы помочь семьям пострадавших. Завод оплачивал лечение, похороны, предоставлял существенную материальную помощь (квартиры, авто, мебель, бытовую технику). В то время был создан специальный фонд, куда многие горожане несли вещи, перечисляли свои сбережения.

От автора. Сейчас на месте взорвавшейся печи стоит новая ДП №1М. При этом, в память о трагедии не осталось даже мемориальной таблички. Более того, к сожалению, нет возможности опубликовать и полный список погибших рабочих.

Не за горами 30-летие данной трагедии. Было бы правильно к этому времени собрать и обобщить всю информацию об аварии, чтобы рассказать подрастающему и будущим поколениям жителей Каменского о том, что же случилось в 1993 году на главном предприятии города.

Сегодня же – давайте почтим память погибших металлургов.

Игорь Кузьминский

– Фото на заставке: момент взрыва (из архива Виктора Куленко);
– ДП№7 после запуска в работу^

Приказ №507 от 17 сентября 1993 г. «Об аварии на доменной печи №7»:

07.09.2021
Категорія: Історія
Теґи: