В буднях великих строек

Поділитись:
WhatsApp
Viber

В середине 30-х годов появляются две школы советской архитектуры. Желтовский утверждал некий ограничительный закон, теорию передела красоты и полноценности архитектуры, достигнутых в XVI веке, отрицал украшательство в освоении классического наследия, гигантоманию и ложную декоративность.

А школа академика Щусева (автора Мавзолея) декларировала, что «архитектура, идущая особняком, без усвоения двух родственных искусств – живописи и скульптуры – не может справиться со стоящими перед ней задачами». Стало очевидным, что для осуществлений заданий правительства необходимо обеспечить архитектуре возможность дальнейшего творческого развития путем углубленной проработки использования наследия прошлых веков.

Здание банка на пр. Ленина

В нашем городе образчиком щусевской школы служит здание конторы Госбанка на пр. Ленина, построенное в 1935 году по проекту Бориса Симоновича Кащенко. Это единственное в Днепродзержинске здание, где в декоре использованы скульптурные барельефы. По его же проекту  построено и здание прокатного стана на заводе им. Дзержинского.

Если исходить из стилистики, присущей этому архитектору, плодотворно работавшему по созданию проектов многих зданий в Днепропетровской области, то можно предположить, что  ему же принадлежат и два дома, построенных на пересечении ул. Сыровца и Галины Романовой.  Они тоже украшены лепниной, выступающими колоннами, служащими акцентами  декора.  Планировка квартир включает даже небольшие помещения для домашней прислуги, которая (понятно, в то время) в роли домашних работниц  относилась к рабочим профессиям.

сыровца-романовой

Судя по этим зданиям, а также по «дому стахановцев» (угол ул. Сыровца и ул. Москворецкой), проект которого как типовой был использован для застройки ул. Сыровца, в 30-е годы формировался новый центр довоенного Днепродзержинска.  Дни конструктивизма были сочтены. Если в конце 20-х и начале 30-х годов  символом стиля новой эпохи были прямые линии и полный отказ от декора, то уже после конкурса 1933 года на проектирование Дворца Советов в Москве дома стали все сильнее обвешивать незамысловатыми геометрическими украшениями. Сначала робко, а затем все смелее начали экспериментировать с рельефом: выступы, арки, кессоны, стилобаты… Хотя при этом архитекторы по-прежнему старательно избегали даже намека на классические формы. Посмотрим хотя бы на старый корпус школы №16, в котором отражены эти начинания.

Днепразот центральная проходная

Уже более отчетливо проявляется новый стиль в кварталах Соцгорода, спроектированных Яковом Карловичем Делантом. В Музее истории «ДнепрАзота» сохранились два генеральных плана строительства этого поселка – довоенный и послевоенный, отличающиеся видением его развития.  Проект Деланта несет в себе идею соцгородов, предполагающую комплексную застройку  жилых кварталов, где должны быть магазины, учреждения культуры, школы, детсады.  Сохранившийся детсад, построенный в 1935 году по проекту все того же Деланта,  – еще один образчик стремления архитектора к авангардизму с его использованием стекла как нового материала в строительстве. Но в типовом проекте зданий нового рабочего поселка проявляется и экспериментирование с рельефом как элементом украшения фасада.  Очевидно,  в недостроенном здании по ул. Беспалова появляется арка с колоннами, которые теперь кажутся  нелепыми из-за незавершенности воплощения замысла архитектора.

ул беломорская от пелина к пионерскому парку

Резолюция первого Всесоюзного съезда советских архитекторов 16-26 июля 1937 года гласила: «Советские архитекторы должны твердо усвоить указание ЦК ВКП (б) и СНК СССР о необходимости использования при строительстве жилых и общественных зданий лучших образцов классической и новой архитектуры, а также всех достижений архитектурно-строительной техники… Враги народа, окопавшиеся в некоторых из органов,  пытались свести проектно-планировочные работы к составлению абстрактных, рассчитанных на длительную перспективу генеральных проектов, и почти совершенно игнорировали работы по детальной планировке, то есть пытались фактически парализовать планировку городов».

Так было положено начало нового стиля советского классицизма, ставшего на два десятилетия доминирующим в советской архитектуре.

С массовым строительством дешевого жилья  и рабочих поселков было покончено. Страна готовилась к войне. Шла индустриализация. Средства направлялись на создание целых отраслей промышленности.

Людмила Глок, специально для «События»

19.11.2014
Категорія: Історія
Теґи: архитектура ДнепрАЗОТ