В эти дни в 1994 г. открыли Левобережный мост, в планах был «скоростной трамвай»

В эти дни в 1994 г. открыли Левобережный мост, в планах был «скоростной трамвай»

Левобережный мост

Вехи истории Каменского-Днепродзержинска.

Самый длинный мостовой переход Украины

Сегодня десятки тысяч горожан привычно проезжают по Левобережному мосту, даже не задумываясь, что он самый большой в стране (сразу отметим: по общей длине объекта). 

Его полная длинна (включая мосты, эстакады и т.д.) - 8,570 км. В том числе 1,570 км проходит над рекой Днепр (источник: газета горсовета “Ведомости” от 29.12.2004. из архива Виктора Куленко на сайте www.fotik.top/). 

На втором месте (по общей длине объекта) идет столичный Подольский мост. Его общая длина 7,1 км, в том числе 350 м над Днепром (подборку данных по мостам через Днепр смотрите по ссылке).

Кстати если бы все запланированное по Левобережному мосту смогли выполнить - общая длинна объекта составила бы 13,5 км (смотрите по ссылке), а транспортное сообщение между правобережным и левобережным массивами города осуществлял бы скоростной трамвай.  

Почти 300-тысячному городу нужна новая инфраструктура

В 70-х годах минувшего века Днепродзержинск активно развивался. В городе работали десятки крупных предприятий. Преимущественно они располагались в его правобережной части. В 1972 году в городе начинается строительство самого большого спального жилмассива. После многочисленных дискуссий с областными и республиканскими властями, возводить его решили на левобережье (по сути, другого места для такого масштабного строительства и не было).

В то время сообщение между частями Днепродзержинска, расположенными на разных берегах Днепра, осуществлялось только по автодороге, проложенной по дамбе ГЭС. Но с учетом темпов строительства левобережного жилмассива и ростом населения города (в середине 90-х достигнет 290 тысяч человек, смотрите по ссылке), становилось понятным: пропускная способность этой дороги недостаточна.

Что планировали

На фото: выкопировка «Комплексной транспортной схемы всех видов транспорта г. Днепродзержинска»

Согласно имеющимся у журналиста документам, в 1980 году Госплан УССР утвердил «Комплексную транспортную схему всех видов транспорта г. Днепродзержинска». Ее разработал Киевский научно-исследовательский институт градостроительства.

Указанная транспортная схема предполагала сооружение в Днепродзержинске мостового перехода через реку Днепр. На левом берегу он должен был начаться от 8-го микрорайона (так и не был построен). Далее путепровод пролегал через реку Днепр, и продолжался на правом по улице Ленинградской (сегодня пр. Аношкина) до «ДнепрАзота». Кстати, многополосная трасса должна была занимать центральную аллею улицы Ленинградской.

Согласно проекту, данный путепровод предусматривал мостовые переходы над:
- Елизаветовским шоссе (строительство не завершено);
- несудоходной частью Днепра;
- судоходной частью Днепра;
- железной дорогой;
- ул. Сыровца/пр. Шевченко (построен не был);
- пр. Ленина/пр. Свободы (построен не был).

Кстати, судя по имеющейся выкопировке из указанной схемы (смотрите выше), в первоначальном проекте мостовой переход мог пролегать не через остров Зеленый (как мы видим сегодня), а перед ним.

Скоростной трамвай

На фото: планировалось, что трамвай будет курсировать через центр мостового перехода 

Важной частью проекта являлось открытие на упомянутом путепроводе линии «скоростного трамвая». Судя по «Технико-экономическому расчету» (готовил один из Харьковских научно-исследовательских институтов) – объект планировался грандиозным.

Общая длина должна была составлять 24,8 км. (скорее всего, имеется в виду суммарная длинна колей в оба конца). Его первую ветку, протяженностью 16,1 км планировали запустить в 2005 году. Она должна была пролегать от левобережья - до улицы Республиканской на правом берегу. На указанной ветке планировали построить 6 подземных переходов для пассажиров и 12 станций с крытыми платформами (длиной по 50 метров). Их предполагалось оборудовать устройствами контроля входа и выхода пассажиров (как в метро).

Кстати, курсировать по указанной ветке должны были целые поезда: в сцепке по 3 вагона, каждый вместимостью по 120 человек. В документе называется и общее количество вагонов, которое планировалось задействовать (вероятно, с учетом резерва). Цифра, по сегодняшним временам, космическая: 114 трамваев для 38 поездов.

Станислав Павлович Суконченко (в то время работал начальникам отдела безопасности движения Днепродзержинского трамвайного управления) рассказал журналисту, что по пути следования трамвай не пересекался с автодорогами. Колея должна была иметь ограждения от внешних помех. С учетом изложенного, скорость движения трамвая на мостовом переходе могла составлять до 60 км/ч.

Большое строительство шло непросто

На фото: время заморозки строительства (источник http://forum.dnepro.net/).

Точной даты начала работ журналист выяснить не смог. В одних источниках началом строительства называется 1986 год, в других - 1988. Из того, что удалось узнать, поначалу оно шло высокими темпами. В частности, для прокладки путепровода снесли дачные участки и сады в районе сегодняшнего проспекта Аношкина. Активно работал прибывший в наш город мостостроительный отряд. Очертания будущего моста вырисовывался все четче и четче. Но в какой-то момент из-за отсутствия финансирования строительство заморозили. Многие уже и не верили, что его по силам довести до логичного завершения.

Однако мост все-таки достроили. Как это было, журналисту в одном из интервью рассказал Сергей Александрович Шершнев (к сожалению, Сергея Александровича уже нет в живых). Напомним, что в период с 1992 по 1996 год он был председателем Днепродзержинского горсовета народных депутатов (сейчас должность называется мэр города).

При нем достраивали мостовые переходы через судоходную и несудоходную часть Днепра, а также проводили пусконаладочные работы. По словам Сергея Шершнева, оперативки по строительству моста проходили на левобережной части города (там была база мостостроительного отряда). На них собиралось до 80-ти руководителей различных структур. Раз в неделю на подобные совещания приезжал Павел Лазаренко. Напомним, в те годы он возглавлял областной совет, а с 1995 года стал губернатором. По мнению Сергея Шершнева, П.Лазаренко сыграл важную роль в том, что мост удалось достроить. Он сумел сконцентрировать на указанном объекте усилия колоссального количества предприятий, а также оперативно решал вопросы с финансированием (строительство шло исключительно за средства госбюджета).

Кстати, отметим, что само строительство было и очень сложным, и опасным. Вот какой случай рассказал журналисту участник тех событий Юрий Васильевич Буц (работал на указанном объекте электриком). Так вот, зимой при монтажных работах в несудоходной части Днепра надо было передвинуть плавающий кран. Для этого задействовали несколько буксиров. Однако из-за погодных условий (поднялся сильный ветер) эти суда не смогли удержать передвигаемую конструкцию. В итоге кран понесло течением на располагавшиеся невдалеке высоковольтные линии. Часть проводов порвало, при этом сработала защита линий электропередач (как говорят очевидцы, звук был такой, как будто стреляют из пушки!!!). Чтобы устранить последствия аварии пришлось вызывать группу высококлассных специалистов, и те в мороз занялись восстановлением электроснабжения.    

На фото: строительство мостового перехода через Днепр (источник http://forum.dnepro.net/)

Открытие автомобильной части моста (в том виде, как он есть сегодня) состоялось 26 декабря 1994 года. На торжественный митинг собрались тысячи человек. Приехал Леонид Кучма, Президент Украины, и Павел Лазаренко.

В декабре 1994 года были надежды, что строительство продолжат. В частности, займутся путепроводом через улицу Сыровца (проспект Шевченко). Сергей Шершнев вспомнил интересную деталь:
- Руководитель мостотряда Иван Данилович Ольховик тогда сказал мне, что поставит за свои средства опоры для этого путепровода. А Павел Иванович Лазареноко будет проезжать здесь и скажет: «А почему здесь не достроено?» и выделит средства.

Опоры действительно поставили, но на этом строительство моста и закончилось. Не так давно их снесли и построили на том месте магазин «АТБ».

На фото: 26 декабря 1994 г. на открытии моста. Слева направо: Сергей Шершнев, Леонид Кучма, Павел Лазаренко (из архива Виктора Куленко на сайте www.fotik.top/)

Маршрутчики ни при чем: не было финансирования

С вопросом, почему же не удалось завершить задуманное, журналист обратился к Василию Яковлевичу Швецу. Он был мэром Днепродзержинска с 1996 по 2005 год. По его словам, главная причина остановки реализации проекта – отсутствие государственного финансирования. Он отметил, что не раз вместе с народными депутатами ездил в Киев с просьбой выделить деньги на строительство. Там отвечали, что финансирование моста в Днепродзержинске возобновится, когда улучшится состояние бюджета страны. В подтверждение того, что надежда на реализацию проекта есть – ежегодно в бюджете Украины прописывали соответствующую строчку (однако - с оговоркой: при наличии финансирования).
Кстати, по словам Василия Швеца, в его время речь шла только о достройке самого моста. Вопросы о закупке вагонов и другой инфраструктуры скоростного трамвая - вообще не поднимались.

В завершении журналист попросил Василия Швеца ответить на вопрос: как он относится к тому, что проект «скоростного трамвая» мог не состоятся из-за вмешательства бизнесменов, которые занимались маршрутками? (такую версию журналист слышал неоднократно). Василий Швец сказал следующее:

- Строительство такого масштабного объекта как мост и деятельность автоперевозчиков того времени – это несоизмеримые понятия. Проблема была связана исключительно с отсутствием госфинансирования. Частные перевозчики тогда были не в состоянии влиять на подобные процессы.

В течение нескольких лет после окончания каденции Василия Швеца строчка о финансировании нашего моста еще оставалась в бюджете Украины. Но потом ее вносить перестали, и об этом проекте постепенно стали забывать. Так что в этой истории вполне логично ставить точку. Хотя нет. По словам Сергея Шершнева, благодаря проекту «скоростного трамвая» горожане получили еще один ключевой объект транспортной инфраструктуры, которым мы пользуемся сегодня. Но об этом - уже в другой публикации… 

В заключении отметим, что в 2021 году горсовет инициировал вопрос о передаче мостового перехода из коммунальной собственности, в сферу управления Укравтодора. Мотивация властей была следующая: объект имеет стратегическое значение, при этом у громады города нет средств на финансирование работ по его должному содержанию (подробней по ссылке).

Данная публикация выходит в канун очередной годовщины введения в эксплуатацию мостового перехода через Днепр. Так что, пользуясь случаем, редакция поздравляет наших горожан (и тех, кто приезжал на строительство из других городов), которые были участниками тех славных событий и внесли свою лепту в сооружение этого масштабного и важного объекта.        

Фото на заставке: Левобережный мост 2004 год. из архива Виктора Куленко на сайте www.fotik.top/). 

Игорь Кузьминский