Что такое франшиза? Как работает франшиза и где её купить?

Франшиза – это процесс, когда компания передает право использовать свой бренд другим партнерам, открывать точки под торговой маркой компании и использовать ее бизнес-модель.
Термин франшиза подразумевает под собой, что компания передает право использовать свой бренд другим партнерам, открывать точки под торговой маркой компании и использовать ее бизнес-модель. Сама концепция франчайзинга позволяет успешным компаниям масштабироваться, увеличивать свою сеть и узнаваемость бренда за счет партнеров, то есть основное вложение в открытие точек и ведение бизнеса делает покупатель франшизы, а продавец только предоставляет необходимые материалы, стандарты, помогает и контролирует.
Запрос купить франшизу достаточно распространен на данный момент. Что же он значит для обеих сторон? Для начала определимся франчайзер и франчайзи что это. Франчайзер – продавец франшизы, правообладатель торговой марки. Франчайзи – покупатель франшизы, владелец франчайзинговой точки.
Польза, которую получает предприниматель, используя такую модель бизнеса очевидна – значительная экономия средств и личного времени. Помимо этого сеть растет значительно быстрее, чем, например, при открытии собственных точек, а узнаваемость бренда возрастает в разы в масштабах страны или даже мира.
Со стороны партнера покупка франшизы также имеет ряд выгод, так как избавляет от многих рисков на этапе открытия и в процессе дальнейшей работы, франчайзи получает готовую и проверенную бизнес-модель, четкие инструкции и руководства к действиям. Франчайзер берет на себя обязательство помогать, поддерживать и консультировать своего франчайзи, что также значительно облегчает деятельность.
Еще одним преимуществом покупки франшизы является широта выбора, так как это может быть практически любая сфера, которая по душе покупателю. Большим заблуждением является то, что франчайзинг в основном охватывает общепит, на самом деле рынок более чем разнообразен.
Как осуществляется покупка/продажа франшизы?
Для того чтобы между сторонами заключилась сделка необходим франчайзинговый договор, который носит название коммерческая концессия. Когда осуществилось подписание, данный документ гарантирует право покупателя на использование торговой марки франчайзера, а также фиксирует все права и обязанности обоих сторон.
С финансовой точки зрения франшиза имеет несколько параметров:
- Паушальный взнос, то есть вступительный единоразовый платеж, который вносит франчайзи
- Роялти, то есть ежемесячный процент отчислений франчайзеру
- Инвестиции, то есть сумма необходимая непосредственно на процесс создания и открытия точки. Сюда входит арендная плата (если помещение не собственность франчайзи), средства необходимые, чтобы закупить оборудование, инвентарь, сам товар или необходимую атрибутику для оказания услуг, осуществить ремонтные работы, выделить резерв, из которого будет оплачиваться работа сотрудников и другие затраты.
После разрешения финансовых вопросов и подписания договора, франчайзер передает все необходимые стандарты и инструкции, а также помогает своему партнеру открыть франчайзинговую точку в соответствии со своими требованиями к локации, помещению, персоналу и другим параметрам. Далее запускаются все бизнес-процессы, налаживается логистика, производится первая поставка, налаживаются процессы внутренней коммуникации, производится обслуживание клиентов, а также реклама и маркетинговое продвижение, чтобы точка имела узнаваемость и успех, а потребитель хотел покупать во франчайзинговой точке продукт или услугу.
Когда же все процессы налажены франчайзер не расслабляется и продолжает по необходимости оказывать поддержку и обучение партнеру, а самое главное – контроль. Так как франчайзи его официальный представитель на рынке и ведет дело под его торговой маркой, то от качества его работы и соответствия предоставленным стандартам напрямую зависит репутация компании-франчайзера.
Таким образом франшиза является оптимальным вариантом открыть бизнес без существенных рисков для покупателя, а также быстро и относительно экономно масштабироваться для владельцев успешных компаний. Очевидная выгода для обеих сторон – основная особенность франшизы, которая привлекает к себе внимание многих предпринимателей.