Кошмар на улице Каштанов в Днепродзержинске

Дважды, 10 и 12 апреля, в Днепродзержинске горела квартира по адресу: ул. Каштанов, 19, на Черемушках.
О самих пожарах в краткой сводке сообщали спасатели, однако, как выяснилось, многое осталось за кадром. Жильцы дома обратились в газету «Событие» с просьбой о помощи, так как, по их словам, искать ее в других инстанциях они уже отчаялись.
История квартиры №76 началась примерно 7-8 лет назад, рассказывают жильцы квартир №75 и №82 Алена и Нина Николаевна. Уже тогда, по их словам, соседка из сожженной 76-ой квартиры вела специфический образ жизни. Как рассказали соседи, они обращались в различные инстанции, в том числе и в службу по делам детей, пытаясь решить этот вопрос, но никаких результатов это не принесло. А соседство рядом с 76-ой квартирой превратилось в самый настоящий ад.
По их словам, в сожженной пока не установленными лицами квартире проживала сорокалетняя женщина Наталия. Жила она с двумя детьми.
Как рассказывают соседи (на встречу с журналистом пришли четыре семьи из этого подъезда), дверь квартиры практически не закрывалась. В доме не было секретом, что Наталья наркозависима и ее часто посещают местные наркоманы. Ее старшему сыну Ивану 12-14 лет, он учится в школе. На младшую 2-летнюю дочь Машу мать получает социальное пособие. Как рассказали соседи, мать за детьми не следила, со старшим ребенком постоянно ругалась нецензурной бранью.
«Маленькую девочку мы часто видели в холодное время года босую и раздетую на лестничной площадке. Еду для детей она не готовила, поэтому прикармливали детей, как могли, чтобы они не умерли от голода. Мальчик часто ночью ходил по соседям, прося соль, уксус или немного масла», – рассказывает соседка Алена.
«В квартире уже давно нет электроэнергии, газа и тепла. Семью отрезали от услуг за большие долги и неуплаты. Как в таких условиях могли проживать дети и почему социальные службы не реагируют? Мы неоднократно к ним обращались», – возмущена соседка Нина Николаевна.
Как рассказали жильцы, у Натальи постоянно возникали конфликты с ними. Она нелегально подключала провода своей квартиры к электропитанию квартиры соседней, из-за чего ее соседка Алена получала большие счета за электроэнергию. Щиток электропитания квартир первого этажа был вообще перенесен на второй (во избежание повторения неприятности для соседей).
По словам жильцов подъезда, «гостями» Натальи были вырезаны трубы отопления из подвала. Соседи 2,5 месяца оставались без тепла. И только после обращения в исполком их проблема с отоплением была решена.
Жительница сожженной квартиры, по свидетельству соседей, не проживала там постоянно с конца ноября 2015 года, забросив обесточенную и холодную жилплощадь. Правда, иногда соседка справа слышала звуки, доносящиеся из квартиры Наталии. Люди предполагают, что женщина переехала жить к ведущему подобный образ жизни мужчине, проживающему в районе кинотеатра «Комсомолец». Соседи беспокоятся за судьбу детей.
Кто и зачем начал устраивать поджоги в квартире Натальи, соседям неизвестно. Первый пожар (10 апреля) случился со случайным или неслучайным участием троих мальчиков 12-14 лет, рассказали они.
Во второй раз соседи тоже видели мальчиков, один из которых снимал на видео поджог с другой стороны дома. Под дверь изнутри был подставлен диван. В результате пожара основательно пострадала квартира на втором этаже.
На место происшествия приезжали полиция, пожарная служба, приходили из газовой конторы. Соседи предполагают, что детей кто-то нанял совершить поджог. Также, по их мнению, соцслужба и полиция были осведомлены об образе жизни, который вела Наталья. Но почему они «не видели» наркотиков при проверке, а также условий, в которых проживали дети, остается неясным.
Журналист газеты «Событие» обратился за комментариями к начальнику службы по делам детей Заводского района Черновой Любови Ивановне, с просьбой прокомментировать ситуацию и узнать, что по этому поводу думают в учреждении, призванном помогать людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах.
Как рассказала Любовь Чернова, семья попала в поле зрения службы по делам детей в августе 2014 года. Им было направлено письмо из роддома, в котором сообщалось, что жительница квартиры № 76 родила второго ребенка. Врачи просили взять на контроль эту семью, так как «мама употребляет наркотические вещества».
По словам начальника службы по делам детей Заводского района, Наталья справляется со своими родительскими обязанностями.
«Она смотрит за детьми, то есть, как мама, она неплохая, – говорит Любовь Чернова. – Она сидит дома, никуда не ходит». В службе по делам детей не отрицают, что Наталья употребляла наркотические вещества. «Если я не сделаю этот укол, я болею очень», – признавалась сама Наталья, когда общалась с представителями службы.
Любовь Чернова заверяет, что семья находилась под постоянным контролем соцслужбы, полиции, школы, медучреждения. «Наталья всегда активно сотрудничала со службой по делам детей, пускала в квартиру, подписывала необходимые документы, то есть активно контактировала с нами, -рассказывает начальник службы по делам детей Заводского района. – Контролирующие органы посещали семью 3-4 раза в месяц, чему есть документальное подтверждение».
В папке с документами есть ответы на запросы службы по делам детей из школы, где учится ее старший сын, о том, что Наталья «от родительских обязанностей не уклоняется»: «мать адекватна, ребенок ухожен, школу посещает». Ответ из школы от врача: «Санитарное состояние квартиры удовлетворительное, антисоциальных явлений в семье выявлено не было. Мать уделяет достаточно внимания воспитанию детей».
В папке лежат документы из больницы, выданные главврачом 3-й поликлиники Сергеем Задоей, о том, что младшая дочь Натальи находится в нормальном состоянии. «Ребенок здоров, активен, на искусственном вскармливании, мать жалоб не предъявляет. На момент осмотра мама адекватна, ребенок ухожен», – значится в документе.
То, что в квартире было бедно, Любовь Чернова подтверждает, но также делает акцент на том, что там всегда было чисто: «Наркоман наркоману – рознь», – говорит она.
Любовь Ивановна рассказывает, что Наталья оказалась в сложных жизненных обстоятельствах, что она выражала желание отказаться от употребления наркотических веществ, но самостоятельно уже сделать это не в состоянии.
Начальник службы по делам детей озвучивает основное кредо их работы: «Главное задание службы заключается не в том, чтобы забрать детей от матери, а сделать все, чтобы дети воспитывались в семье».
В связи с поджогом квартиры детей пришлось временно забрать от матери: старшего определили в Центр реабилитации детей Днепродзержинского городского совета, а младшую дочку направили в Днепродзержинское специализированное коммунальное учреждение (Дом ребенка). Сама мама временно поселилась у подруги.
По словам Любови Ивановны, Наталья боялась возвращаться в свою сгоревшую квартиру, опасаясь осуждения соседей. На нее якобы осуществлялось давление со стороны жильцов, так как она была проблемной, состоящей в группе риска, а таких соседи не любят. У нее есть предположения относительно причастности жильцов подъезда к поджогу, затеянному, чтобы избавиться от нежеланной соседки.
По словам Любови Ивановны, дети плакали, расставаясь с матерью. А мама плакала в ее кабинете, не представляя своей жизни без детей. «Это не тот случай, когда нужно забирать детей», – комментирует ситуацию Любовь Ивановна.
Начальник службы по делам детей подтвердила, что семья не проживала в своей квартире с конца ноября 2015 года. Это было вызвано прорывом труб отопления. Была затоплена квартира, поэтому, чтобы не жить в сырости, она вместе с детьми вынуждена была временно переехать к своему другу.
Как рассказывает Любовь Ивановна, проблемы с отключением электроэнергии возникли только в феврале этого года за-за неуплаты. Наталья собиралась установить в своей квартире новый счетчик, а потом оплатить долги. Документ, датированный 10 марта 2016 года, подтверждает, что в квартире есть все: вода, электроэнергия и газ.
На данный момент специалисты службы по делам детей будут активно пытаться помочь Наталье восстановить квартиру, привлекая к этому благотворительные организации.
Мнение автора
Разобраться в этой истории, не углубившись в нее, действительно сложно. С одной стороны, мы имеем мнение людей, не один год проживающих рядом с Натальей. С другой – информацию от представителей службы по делам детей. На бумагах, показанных чиновниками, поломанные человеческие судьбы выглядят несколько иначе, чем представляется со слов соседей, проживающих рядом. Мы, конечно, не утверждаем, что кто-то врет или приукрашивает реальную картину, но в памяти всплывает история, недавно приключившаяся в Пятихатках: всю Украину шокировала выходка матери, пытавшей приемных детей над включенной газовой конфоркой.
Как выяснили журналисты, об этой семье в службе по делам детей тоже были только положительные отзывы.
С.Брижа