Школа: режимный объект или проходной двор?

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Когда речь идет о детях, безопасность превыше всего, а в такое тяжелое время, как сейчас, и подавно. На руках в стране масса оружия, да и прочие опасности никто не отменял. К примеру, в соцсетях гуляет информация про орудующего возле школ на правом берегу эксгибициониста. Могут ли посторонние люди со злым умыслом проникнуть в школу – вопрос актуальный. Оставляя ребенка учиться, многие родители убеждены, что он в надежных руках, под присмотром и охраной.

Взгляд изнутри

В рамках журналистского эксперимента мы обошли больше 30 школ города, попытавшись проникнуть в эти учебные заведения. Результаты оказались неутешительными. Из 34 школ мы смогли свободно проникнуть в 22. В случае, если охрана была на месте, журналист представлялся дядей ученика и просился пройти к директору якобы по личному вопросу, представляясь и записываясь в журнале регистрации под вымышленным именем и фамилией. Что правда, выйти из таких школ, тем более вместе с ребенком, через центральный вход постороннему проблематично. Тем не менее, в ряде школ охрана вообще не реагировала на посетителей. С такой ситуацией, мы, например, столкнулись в 35-й школе, где охранник так увлекся мобильным телефоном, что нас совершенно не заметил. В 44-й школе, проигнорировав охранника, мы спокойно поднялись по лестнице на второй этаж, где изучали кубки и стенды. Пройти мимо охраны удалось и в 11-й гимназии, в которой охранник ненадолго отлучился со своего поста во время перемены.

Иногда на пункте охраны находятся дети-дежурные, сидящие на месте охраны вместо уроков. С таким мы, например, столкнулись в школах №№30, 29, 27. Эту же функцию порой перекладывают на дежурных учителей или техничек. При этом, если технички хотя бы изредка, но все же реагировали на посторонних, то пройти мимо детей не представляет никакого труда. В 30-й школе дежурные без всяких вопросов открыли нам запертую дверь и пустили гулять между классов. В 27-й школе мы их попросту проигнорировали и прошли мимо (как вошли, так и вышли). Единственное, что нам сделали, это окрикнули: «Эй, а записаться?» Тот же вопрос они задали и женщине, выводившей из школы младшеклассника, но, как и ожидалось, с таким же успехом. В 29-й школе дежурившие на входе дети также не сказали нам ни слова, однако в коридоре нас догнала техничка, преградившая нам путь. Пожилым женщинам, занимающимся в качестве подработки уборкой классов и коридоров, следить за тем, что происходит на входе, нет никакого интереса, что, впрочем, и понятно. Так, в 21-й школе техничка сидела, задумавшись о чем-то своем, и, посмотрев сквозь нас, осталась без движения. Идентичная картина нами была зафиксирована в 42-й и 23-й школах. В этой связи стоит отметить, что даже если техничка кого-то останавливает, то далеко не факт, что пройти в школу не удастся. Например, в 28-й школе на входе нас остановила техничка, которая, выяснив, что мы хотим повидаться с директором, показала на черную дверь в том же коридоре, не почтив нас больше своим внимание. Постояв несколько секунд у двери, мы дождались, когда она уйдет, беспрепятственно поднялись на второй этаж и спустились по лестнице, которая нас вывела прямо к центральному входу вне поля зрения импровизированной «охраны». Однако гораздо чаще встречается ситуация, когда на входе в школу вообще никого нет. Проходной двор мы обнаружили в 4, 6, 7, 8, 12 и 32 школах. Столик с журналом регистрации в этих школах, правда, стоял, но записываться в журнал посетители, по-видимому, должны самостоятельно.

Объективности ради стоит отметить, что далеко не во всех школах охрана настолько дырявая. Некоторые охранники, дежурные учителя и технички проявили немалую бдительность. Самый строгий режим, по нашим ощущениям, в 20-й школе на Соцгороде. Центральный вход тут запирается на ключ, а перед тем, как кого бы то ни было впустить или выпустить, охранник выясняет, можно ли это сделать, у руководства либо учителей. Расколоть нашу легенду так же легко смогла охрана, которая вызвалась лично сопроводить нас туда, куда мы просили, или задавала дополнительные вопросы о нашем мнимом племяннике (например, пыталась узнать имя его классного руководителя). Кроме 20-й школы в этой связи можно отметить: 3, 9, 10, 13, 22, 31 и 36.

Проводили по школе нас также и во втором лицее, хотя мимо технички, которую дежурная ненадолго оставила вместо себя на входе, прошли без особых вопросов, однако были обнаружены в коридоре. В этой школе, как и в 39-й гимназии, на входе установлен металлодетектор и, как нас заверили, вскоре должна быть профессиональная охрана.

По результатам нашего нехитрого обхода можно подытожить, что администрации многих школ относятся к вопросу их охраны спустя рукава. Также легко заметить, что правильный настрой, внимательное отношение ко своим обязанностям и, возможно, некоторый инструктаж легко заменяют сложные охранные системы.

Взгляд сверху

По словам директора департамента по гуманитарным вопросам Татьяны Онищенко, вопросы охраны каждое учебное заведение решает самостоятельно. В городе есть школы как с охраной, так и с тревожными кнопками. В случае, если в школе имеется охранник, то его работа оплачивается из фондовых средств, которые сдают родители. Никаких специальных проверок организации охраны департамент не проводит – это ответственность школ. У них имеются правила внутреннего распорядка, в соответствии с которыми беспрепятственно зайти в школу могут только ученики либо сотрудники учебного заведения. Школы должны их соблюдать. Кроме того, в каждой школе назначается дежурный учитель, который обязан находиться на входе, следить за порядком и вести журнал учета посетителей. Тем не менее, департамент ведет работу в этом направлении: к примеру, на сегодняшний день предусмотрен проект обеспечения охраны четырех школ нового типа (гимназии и лицеи) тревожными кнопками, электронными дневниками и системой видеонаблюдения.

Представители охранных агентств, обслуживающих школы Каменского, подтверждают, что охрана в школах если не необходима, то, во всяком случае, желательна. «Дети с детьми всегда найдут общий язык, – прокомментировал этот вопрос учредитель охранного агентства «Мир-7» Александр Черняк. – С урока выпустят, за булочкой или еще куда-нибудь, а там светофоры, транспортное движение». Со слов заместителя директора агентства «Эгрегор» Юрия Лазаренко, охранник должен присмотреть за детьми, чтобы никто не зашел, не мешал урокам, не забежал с ножом, как это было в 37-й школе. С эксцессами в работе по охране школ охранные агентства сталкиваются нечасто. Из тех случаев, про которые нам удалось узнать, бывали различные конфликтные ситуации, когда, например, в школу пытались проникнуть подвыпившие выпускники, или когда после развода ребенка пытался забрать другой родитель, но, тем не менее, береженного Бог бережет.

Охранные агентства нам подтвердили, что договоры с ними подписывают, в основном, родительские комитеты. Это позволяет школам снять с себя ответственность и упрощает процедуру, ведь в случае, если охрану нанимает школа, необходимо проводить тендер. Тем не менее, вариант, когда заказчиком может выступить школа или соответствующий департамент, не исключен. Сложным является вопрос выбора охранника, ведь это должен быть спокойный, уравновешенный и терпеливый человек, имеющий необходимый опыт. Он дважды проходит собеседование – сначала в охранной фирме, а потом – с заказчиком. После этого он должен пройти испытательный срок.

Святослав Чирук

14.09.2016
Категорія: Новини
Теґи: безопасность охрана школы