Штрафы за перевозку детей без спецсредств: мнение известных каменчан

В конце октября Верховной Радой Украины был принят законопроект №1150, которым внесены изменения в КУоАП, ужесточившие ответственность за перевозку детей автомобильным транспортом без спецсредств («позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности» — из пояснительной записки к Закону). В широком понимании речь идет об автокреслах, хотя напрямую в Законе это не указано. «Поддерживаете ли штрафы за перевозку детей без спецсредств (автокресел)?» — такой вопрос мы задали известным людям города.
Ирина Кучер, глава политической партии «Партія Єдності» в Каменском:
— Безопасность — это правильно, но мне до сих пор непонятно, чем маршрутка отличается в лучшую сторону в этом смысле. И непонятно, что делать маме 3-4 детей, ведь все кресла не влезают в одну машину. И как быть таксистам? Ведь если одно кресло в багажнике можно возить, то пассажиры с двумя детьми автоматически становятся пешеходами. Это минусы этого Закона. Но лично я при наличии маленького ребенка обязательно пользовалась бы автокреслом добровольно и сознательно.
Валерия Гаркуша, заммэра, глава администрации Днепровского района:
— В общем, я «за», в особенности, если это касается маленьких детей. Но мне до сих пор непонятно: пристегивание ремнем считается спецсредством и что вообще таковым считать? Например, у меня детей нет, но есть широкий круг знакомых, которых я могу подвезти, встретив на улице. Оставлять мать с ребенком на улице под дождем, если у меня нет автокресла, было бы правильно? К сожалению, в Законе нет четкого определения, что является спецсредством в данном контексте, и это не совсем правильно.
Денис Монатко, адвокат:
— Сама по себе норма ПДД по использованию спецсредств действует давно, не было лишь ответственности за ее нарушение. Поэтому я согласен, что штрафовать нужно, но проблема в том, что ни ПДД, ни Закон не раскрывают понятие «спецсредства». Эта неопределенность породит массу проблем, например, когда полиция будет штрафовать за бустер, так как, по ее мнению, спецсредством должно быть только спецкресло, еще и определенной фирмы. Как говорят, усматриваю в этой неопределенности коррупционные риски.
Сергей Понизов, директор КП «Южные теплосети»:
— Идея хорошая, но если это касается личного авто. А что делать, если это такси или просто решил подвезти человека с ребенком? Нормы неоднозначны и к ним нужно было более обстоятельно подходить. Решение разумное, если это позволит спасти жизнь ребенку.
Дарья Звягина, журналист:
— Я за автокресла, но против штрафов. Каждый родитель сам несет ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка, и только он должен беспокоиться за его безопасность. За отсутствие прививок у ребенка никого же не штрафуют? Мне этот Закон не понятен, особенно в части такси и маршруток.
Юрий Бережной, начальник отдела информационной деятельности и взаимодействия с общественностью:
— Эти изменения однозначно назревали давно, сегодня, согласно статистике, в авариях гибнет очень много детей. Штрафы нужны, так как они дисциплинируют, но обязательно нужен и некоторый временной период, чтобы люди привыкли к нововведениям. Кроме этого детское автокресло — удовольствие не из дешевых, и кому-то купить его сразу может быть сложно. Я считаю, что в первую очередь усилия нужно направить на профилактику и предупреждения, а когда люди свыкнутся с нововведением, уже вводить штрафы.
Анна Торишняя, депутат горсовета, юрист:
— Смотрю на данный Закон с профессиональной юридической точки зрения. И я не понимаю конечную цель, которую преследовал законодатель, вводя эти штрафы. Призвать родителей более ответственно относиться к жизни и здоровью детей? Так штрафами этому не научишь. На мой взгляд, документ сырой. И обратите внимание: в нем ни слова об автокреслах. Говорится лишь о спецсредствах, при этом не разъясняется, что же это. Закон очень не продуман, ведь тот же общественный транспорт гораздо небезопасней для ребенка, нежели авто родителей. На мой взгляд, если мы ставим целью безопасность детей, а не лоббизм чьих-то интересов, надо усиливать разъяснительную работу по этой проблеме. Например, показывать результаты краш-тестов. Это будет гораздо эффективней штрафов.
Оксана Шаповал, директор агентства недвижимости «Гарантийное агентство»:
— Я считаю, что это правильно. Есть нормы Закона, и их надо придерживаться, ведь в дороге бывают разные ситуации. Лично я, когда Закон вступил в силу, купила бустер и перевожу ребенка пристегнутым, даже если мы едем недалеко. Моему ребенку 6 лет. Он относится к такому новшеству с любопытством и интересом. Возможно, у детей помладше замкнутое пространство кресла может вызывать определенный дискомфорт. Но если ребенок постарше, то достаточно все объяснить, а дальше — это уже дело привычки. Так что я в момент передвижения пристегиваюсь в автомобиле сама и пристегиваю ребенка.
Олег Барков, член исполкома:
– Когда дети были меньше, бустер у меня был. Сейчас отдал друзьям. Купил его, когда надо было далеко ехать, а обычным ремнем безопасности пристегнуть ребенка было некак. Ехать непристегнутым на наших дорогах нельзя. Кстати, за рубежом бустер для ребенка или детское сиденье, если дети совсем маленькие, — железное правило. Что касается цен на них, то да, они велики. Но давайте так: бустер покупаешь ведь не на всю жизнь? Попользовался и продай. Придет время, и таких бэушных бустеров будет достаточно. Просто надо с чего-то начинать. Так что, думаю, Закон правильный.
Дмитрий Конельский, начальник управления транспорта и связи:
— Я считаю, что кресло для перевозки ребенка — вещь необходимая, и любой родитель, у которого есть авто, должен об этом подумать. Если это служба такси, то, заказывая машину, необходимо акцентировать внимание на такой необходимости. В фирмах, предоставляющих подобные услуги, такая опция, думаю, предусмотрена.
Константин Петров, руководитель «Виват-такси»:
— Для частного авто — я только “за”. Ребенок не отвлекает водителя при движении, не откроет на ходу нечаянно дверь, ну, и безопасность. А вот для такси это требование неоднозначно. Не исключаю, что поначалу могут быть случаи, когда водители, чтобы их не штрафовали, будут отказываться от заказов по перевозке детей. Тем более, представьте: приезжает такси на заказ, а там мама с двумя или тремя детьми. Где возить такое количество кресел? Правда, есть у нас клиенты, которые очень серьезно думают о безопасности своих деток. Они принципиально садятся со своими креслами для детей. Какой выход? Подымать тарифы на авто с креслами мы не будем. Пойдем другим путем. Водители с креслами получат заказ по перевозке детей без очереди. Думаю, что многих таксистов такой дополнительный заработок экономически заинтересует и это станет стимулом для приобретения подобного оборудования.
Михаил Варакута, директор АТП «Экспресс-2001»:
— В целом, отношусь отрицательно. Хотя, идеологически, с точки зрения безопасности дорожного движения, это вроде и правильно. Но штрафы необходимо вводить не ради штрафов, а тогда, когда люди уже подготовились к таким требованиям законодательства. То есть: приобрели и установили соответствующее оборудование. В том числе, это касается и служб такси. А так сходу вводить штрафы, тем более, такие жесткие, это не правильно. За себя скажу, что мы такое кресло покупали.
Алексей Ханишин, председатель Левобережного территориального комитета Днепровского района:
— В целях безопасности дорожного движения это хорошо. Двигаться в направлении Европы и ее стандартов — это тоже замечательно. А вот с точки зрения экономической составляющей бедного населения нашей Украины, это негатив. Те, кто принимают такие законы, не должны забывать, что не все в нашей стране ездят на дорогих автомобилях и в состоянии позволить себе купить для авто хорошее кресло. Тем более, что в связи с ажиотажем, вызванным этим Законом, они подскочили в цене в 2-3 раза. Люди сегодня выживают. Так что при принятии подобных законов о реалиях жизни обычных людей забывать нельзя.